Первые представления, элементарные знания об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает в детском саду.
Экологическое воспитание детей дошкольников предполагает, прежде всего, воспитание гуманного отношения к природе, к животному миру. Следует учесть возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость. Чувства сострадания, сопереживания помогают ребёнку войти «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную, определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду. Речь идёт, главным образом, о животных. Очень важно показать детям, что по отношению к животным они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны заботиться о них, беречь.
Так, в один из дней, по пути в спортивную школу, ребята старшей группы «Сарпике»
( Солнечная, 8а) обнаружили на земле еле двигавшуюся небольшую птицу. Путем обсуждений с воспитателем и анализа ее характерных черт, дети пришли к выводу, что это самка снегиря. Каждый из ребят терялся в догадках, что же с ней могло произойти, и каждый хотел чем-то помочь. Проникшие сочувствием к снегирихе дети совместно со взрослыми осмотрели птицу, обнаружили, что ее клюв забит и она не может издавать звуки, затем отогрели птицу, помогли прочистить клюв и усадили ее на землю подальше от дороги на ворох листьев. По возращении со спортивной школы все незамедлительно поспешили проверить снегириху, но ее там не оказалось. Конечно же, всем хотелось бы верить, что наши старания пошли на пользу птице и она смогла улететь. Еще долго по дороге в детский сад ребята обсуждали свои действия и предполагали, все ли благополучно у снегирихи. Ну а мы, взрослые, были рады, что наши дети не остались в стороне и не прошли мимо беспомощного существа.
Какими вырастут наши дети – зависит от нас. Дети нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а, наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь.
Так, гуманное отношение ко всему живому возникает в процессе осознания того, что всё живое вокруг неповторимо, уникально, нуждается в нашей заботе.