Овладение
письменной речью — важнейший и сложнейший этап в развитии каждого ребенка. Существует
много методов обучения чтению, построенных на разных принципах:
аналитико-синтетический метод, базирующийся на звуковом анализе, метод
глобального чтения, или метод целых слов, послоговой метод.
Метод обучения чтению детей в кружке «Учусь читать» построен на методе послогового чтения. Слоговые таблицы и упражнения для запоминания слогов оказывают положительное влияние на развитие методических приемов обучения чтению. Важно научить узнавать слог, а не произносить названия букв: при предъявлении соответствующей карточки ребенок должен сказать МА, а не МЭ-А (или ЭМ-А).
Достаточно
часто встречаются дети, которых пытались учить читать побуквенным методом.
Таких детей приходится переучивать. За две-три недели, вводя не более 10 слогов
на занятии и всячески поощряя ребенка, обычно удается научить его читать по
слогам.
Полноценное
понимание прочитанного происходит у разных детей с разной скоростью и зависит
от множества факторов. Чтобы оценить умение ребенка читать, нельзя
ориентироваться на скорость чтения — гораздо важнее, чтобы к предшкольному
возрасту, он был способен правильно прочитать вслух любое написанное слово.
Важно
также иметь в виду, что на начальных этапах обучения мы сосредотачиваем
внимание на формировании самой техники произнесения звуков, слогов и слов.
Только достигнув в этом отношении успеха, когда ребенок может прочитать и
правильно воспроизвести примерно 50–60 слов, переходим к работе по формированию
понимания прочитанного текста.
Пока одна группа детей работает над текстом, определяет по описанию щенков, другая группа упражняются в чтении слов.
Автор: старший воспитатель Волкова Г.А.